Артефакты Храмовой горы

Одна из находок
jewish.ru: "Один из самых многообещающих археологических объектов в мире — Храмовая гора в Иерусалиме. С того дня, как царь Давид выкупил этот участок у крестьянина по имени Аравна (Орна), прошло три тысячи лет, за которые там были воздвигнуты и разрушены оба Храма, не раз сменяли друг друга языческие, христианские и мусульманские места служения.

Здесь пророчествовали и проповедовали, молились и торговали, занимались политикой и вели кровавые битвы. Все это оставляло свои следы: монеты и печати, надписи и украшения, кости жертвенных животных и обломки оружия воинов скапливались столетиями, образуя многометровый культурный слой. 
Увы, лопатка археолога здесь не поработала, зато ковш экскаватора — еще как. В 1996 – 2001 годах арабы провели масштабные строительные работы в юго-восточном углу Храмовой горы, чтобы превратить в гигантскую мечеть подземное строение, которое крестоносцы прозвали «конюшнями Соломона».
На самом деле это никакие не конюшни, а служебные помещения времен царя Ирода, перестроенные позднее, в раннемусульманский период. Чтобы проделать вход в будущую мечеть, десятки тонн бесценного грунта были выкопаны тяжелой техникой и вывезены на свалку, для чего потребовалось более 400 грузовиков. Не спрашивайте, почему все это происходило под носом у израильской полиции, Управления древностей, мэрии и прочих структур, которым положено было бы следить за происходящим. Мирный процесс, «не надо сердить Арафата», сами понимаете. Достаточно сказать, что отчет государственного контролера об этом безобразии до сих пор запрещен к публикации в Израиле.
Потерпев неудачу при попытке предотвратить это преступление против науки, ученые решили извлечь из него максимально возможную пользу. Грунт был собран (к счастью, грузовики просто высыпали большую его часть в долине Кедрон, прямо у подножия Храмовой горы) и перевезен в расположенный неподалеку заповедник Эмек Цурим. Там же был построен небольшой исследовательский центр, функционирующий под покровительством Бар-Иланского университета на частные пожертвования.
Возглавили проект археологи доктор Габи Баркаи и Цахи Двира. Для начала они разработали принцип просеивания грунта. Никакой специальной техники, в основном ручной труд: сначала сухое просеивание через разные сита, затем, после того как более крупные частицы отделяются от песка, промывание водой вручную. Занимаются этим несколько постоянных сотрудников, которым помогают тысячи добровольцев. Многие из них приходят сюда на час-другой (таких уже более ста тысяч человек), другие задерживаются надолго, получают базовую археологическую подготовку и участвуют уже в более сложных работах по учету и сортировке находок.
К настоящему времени при просеивании удалось обнаружить десятки тысяч артефактов (а просеяно за десять лет около половины всего грунта). Часть находок, естественно, повторяется из раза в раз: черепки, куски мозаики, украшения, каменные гирьки (гирьки времен первого Храма особенно интересны, поскольку дают возможность уточнить древние меры веса). Найдено около пяти тысяч монет — начиная с персидских, относящихся к IV в. до н. э. В их числе монеты времен еврейского восстания против римлян (ок. 67 г. н. э.) с надписями «Свободная Иудея» и «Святой Иерусалим», а также вторая в мире находка золотой монеты времен крестоносцев.
В числе прочего обнаружили и замечательную печать с надписью 
ליה אמרвыполненной древним еврейским шрифтом примерно в VII в. до н. э. Предполагают, что печать принадлежала человеку по имени Элиягу бен Иммер. Семейство священников, сыновей Иммера, известно из нескольких упоминаний в Писании. В частности, «главный смотритель в доме Господнем» по имени Пашхур, сын Иммера, вошел в историю благодаря тому, что побил пророка Ирмиягу (Ирм 20:1).
Несколько найденных языческих фигурок относятся к эпохе Первого Храма и напоминают нам о том, как пророки призывали евреев не вносить идолов в Храм. Как выясняется, не всегда эти призывы имели действие.
Интересно отметить, что при просеивании грунта не удалось найти практически ничего, что относилось бы ко временам, предшествовавшим эпохе царей Давида и Шломо (
X в. до н. э.), за исключением одного наконечника хананейской стрелы. Это вполне соответствует библейскому свидетельству о том, что до Храма на этом месте было гумно, а не город или место культа.
Довольно много находок ученые еще не смогли однозначно охарактеризовать. Среди них странные колокольчики, византийский черепок с нацарапанной на нем более поздней еврейской надписью, печати и украшения неопределенной эпохи, необычные игральные кости (судя по всему, римские)... Любители археологических загадок могут рассмотреть фото десятков таких предметов и помочь разгадать их происхождение на форуме проекта
."


http://www.jewish.ru/history/israel/2014/09/news994326287.php

Комментариев нет:

Отправить комментарий