Избранное сообщение

Групповой и индивидуальный туризм

Как известно, существуют два вида организованного туризма: групповой и индивидуальный. Я часто слышу от моих клиентов о разочаровании групп...

Иерусалим эпохи Первого Храма.

Эта статья написана в виде конспекта мастер-класса профессора Габи Баркаи. Огромная ему благодарность! Учиться у него  - большая честь и удовольствие.
Профессор Габи Баркаи
I. Древнее кладбище. Долина Гей Бен-Йином.
Наш маршрут начинается на склоне ущелья Бен-Йином у подножья Шотландской церкви св. Андрея (1927) за зданием музея Менахема Бегина (2004). Гей бен-Йином, по ТАНАХу, разделял территории колен Иуды (на юге) и Беньямина (на севере).



Музей Бегина и  
церковь св. Андрея
На месте, где мы находимся, с 1975 по 1994 годы проводились раскопки еврейского кладбища, относящегося к периоду Первого Храма (1000-586 до н.э.). Открыты и изучены 7 могил.
Вообще, в тот период у стен Иерусалима было 3 кладбища: на востоке на месте деревни Шилоах, на севере у Шхемских ворот, на западе в долине Бен-Йином. 7 могил, возле которых мы находимся, относятся к 7-му веку до нашей эры (во времена царя Ёшиягу и пророка Ермиягу), и использовались вплоть до конца эпохи Первого Храма, когда в 586 г. до н.э. город был захвачен Вавилоном. Затем кладбище использовалось в Вавилонский период (586-538), в период Персидского правления (538-333), некоторые могилы использовались и при греках, а одна из них – даже при римлянах (т.е. на протяжении 1000 лет!).
Могилы представляют собой искусственные пещеры и принадлежали богатым семьям. Каждая пещера, как правило, состояла из 3-х комнат, и предназначалась для захоронения нескольких поколений одной семьи. Вместе с умершими хоронили их личные вещи и утварь, т.к. верили в загробную жизнь. В каждой пещере есть дополнительная комната для вторичного захоронения: там складывались кости умерших и
Профессор Баркаи на фоне
изученных им могил
их вещи для того, чтобы освободить место для следующего поколения. Правда, отца династии, основавшего захоронение, хоронили в специальном саркофаге, и его останки не переносились. Важно отметить, что речь идёт об израильской культуре времён Первого Храма, когда ещё не существовало веры в воскресение умерших, а считалось, что они продолжают жить в «нижнем» мире. Как правило, все древние захоронения давно разграблены, однако, в одной из могил профессор Габи Баркаи обнаружил чудом уцелевшие украшения и предметы быта, позволившие во многом расширить представления о той эпохе.


II. Обзорная точка под Западной стеной напротив Гей бен-Йином.
Ущелье гей бен-Йином
Мы находимся под стеной Старого города на краю спуска к долине бен-Йином (русло одноимённого ручья), окружающей город с запада и юга. Эта западная сторона городской возвышенности включает в себя сегодня Армянский и Еврейский кварталы. Иерусалим эпохи Первого Храма располагался на трёх возвышенностях: Восточная – Город Давида, (первое еврейское поселение, основанное царём Давидом); Храмовая гора; Западная возвышенность, часть которой позднее, в Византийскую эпоху, получила имя Горы Сиона, в связи с церковью Святого Сиона (на месте, где сегодня находится церковь Дормицион).
К востоку от Западной возвышенности пролегает долина       ха-Гай или Тиропойон, отделяя её от Храмовой горы и Города Давида.
Церковь Дормицион

III. Обзорная точка возле Южной стены напротив Масличной горы.
Масличная гора. Кладбище 
Ещё восточней, с другой стороны Храмовой горы и Города Давида, пролегает долина Кидрон, над которой возвышается Масличная гора, где под еврейским кладбищем позднего периода найдены следы древнейшего захоронения времён Ранней бронзы (около -5000лет). Во времена Первого Храма ручьи бен-Йином и ха-Гай впадали в ручей Кидрон к югу от Города Давида.



IV. Еврейский квартал. Городская стена эпохи Первого Храма.
Стена периода 1-го Храма
Войдя в еврейский квартал, мы оказываемся возле удивительного места – фрагмента городской стены времён Первого Храма, открытого Нахманом Авигадом в конце 60-х годов. Это одно из самых значимых открытий в археологии Иерусалима. Оно положило конец спорам учёных о том, где проходила граница древнего города. Стена была зигзагообразной, высотой около 8-ми метров и шириной около 7,5 метров. Открыто примерно 75 метров стены. По всей вероятности, стена была построена в конце 8-го века до н.э. царём Хизкиягу, создавшим коалицию против Ассирийского владычества. Царь Ассирии Санхерив в 701 году до н.э. разрушает 46 городов в Иудее и осаждает Иерусалим, но по неизвестной причине (есть разные версии) отменяет осаду и возвращается домой. Стена была возведена для защиты от нападения Ассирийцев с севера, в наиболее уязвимой части города, со стороны неглубокого ручья Цолев. Недалеко от этой стены, чуть севернее, Авигад обнаружил 3-х этажную башню, бывшей частью ещё одной стены, построенной в конце 7-го – начале 6-го века до н.э. против Вавилонян. В 586 г. до н.э. войска Навуходоносера захватили город; эта башня была их командным пунктом, поэтому она сохранилась и позже стала частью новой стены периода Второго Храма.


V. Город Давида.
Вид на Силуан и Кидрон
Более трёх тысяч лет назад царь Давид захватывает крепость Евус и основывает столицу иудейского царства. На верхушке горы Мория он устанавливает жертвенник Всевышнему и Ковчег Завета обретает свой постоянный дом. Давид готовит план будущего Храма, строительство которого осуществляет его сын Соломон.
Мы находимся на смотровой площадке Города Давида, первого еврейского поселения на месте нынешнего Иерусалима. С этого места хорошо видна долина Кидрон, арабская деревня Силуан, Масличная гора, возвышенность района Армон а-Нацив. Храмовая гора буквально «висит» над Городом Давида. Можно представить себе чудесный Храм, построенный сыном Давида – Соломоном, и тот трепет, который испытывали жители города, созерцая его величие. Внизу видны раскопки, производимые доктором Эйлат Мазар, предполагающей, что это остатки дворца Давида. Справедливо вспомнить, что Давид построил свой город на месте города иевусеев, захваченного им. Ещё раньше на этом месте было ханаанское поселение. Под раскопками Мазар есть следы этих древнейших поселений. Эйлат нашла здесь, также, две печати двух министров последнего царя дома Давида – Цидкиягу. Надо отметить, что на этом месте проводилось множество раскопок, начиная с 19-го века. Однако, основные работы проводил ирландский археолог Роберт Стюарт Маккалистер в 1924 году.
Остатки древней стены

Он открыл остатки древней стены, подпиравшей верхние строения (видимо 10-й век до н.э.). Имеются, также, развалины жилых домов, построенных после Давида, и разрушенных в 586 г. до н.э. вавилонянами. 
На противоположной стороне Кидрона, среди домов арабской деревни, отчётливо видна чёрная скала, в которой сохранились пещеры 9-го века до н.э. – могилы министров иудейского царства. Намного позже в византийскую эпоху в этих пещерах обитали монахи. Левее имеется строение, высеченное в монолитной скале, с карнизом над чёрным отверстием. Это могильный монумент аристократа времён Первого Храма, получивший позднее странное название «могилы дочери фараона», ни к какому фараону отношения не имеющий. Видимо, это место ассоциировалось с одной из жён Соломона - дочери фараона. Вообще, весь этот склон представляет собой древнее кладбище.
Сейчас мы на нижнем участке раскопок (усл. название G). Здесь проводили работы многие учёные, в том числе Кетлин Кеньон, Игаль Шило, Эйлат Мазар. Обращаем внимание на остатки башни в верхней части среза – это часть стены, возведённой Нехемией, управлявшим Иудеей от имени персидского царя Артаксеркса с 444 года до н.э. Здесь найдено множество письменных фрагментов, относящихся к периоду от разрушения Храма вавилонянами (586) и до прихода Нехемии (444). Башня была возведена поверх ступенчатого здания, построенного ещё в эпоху Давида и Соломона прим. в 10 веке до н.э. На остатках этого здания позже были построены жилые дома, один из которых принадлежал богатому горожанину по имени Ахиэль (об этом свидетельствуют надписи), здесь найдено множество предметов домашней утвари. О его достатке говорит, например, наличие унитаза, что было предметом роскоши. Дом представлял собой классический израильский тип того времени – 4 комнаты, три смежные параллельны и упираются в четвёртую, расположенную поперёк. В соседнем доме (сгоревшем) найдены остатки мебели, привезённой из-за границы. Эти дома построены уступами и частично опирались на поддерживающую стену. В 586 г. до н.э., когда город был разрушен вавилонянами, была также разрушена поддерживающая стена, и дома наполовину обвалились.
Система водоснабжения древнего Иерусалима.
Ханаанейский тоннель

Главным источником воды для жителей города являлся источник Гихон, находящийся на восточном склоне вне городских стен. В случае осады город был отрезан от воды, поэтому ещё в 18-м веке до н.э. Ханаане прорыли подземный тоннель, доставлявший воду в город от Гихона. Для хранения воды в скале был вырублен бассейн, а также, построены башни, закрывавшие врагу доступ к воде. В то время люди спускались из города к бассейну и носили воду через тоннель. В 8-м веке уже израильтянами при правлении царя Хизкиягу тоннель был расширен. Во время этих работ была обнаружена вертикальная карстовая скважина (естественного происхождения), правда, неизвестно, была ли она использована для подъёма воды. Видимо, попытки были, но пришлось прорыть другой путь, более удобный для доставки воды. Ханаанский бассейн за ненадобностью был засыпан мусором, и в 8-м веке до н.э. некий иерусалимец построил на этом месте дом. Среди мусора были обнаружены десятки печатей из разных стран региона того периода. Первым археологом, открывшим в 1867г. часть водосистемы, начинавшейся внутри города и заканчивающейся карстовой скважиной (глубиной 13 м.), был Чарльз Уоррен. Теперь эта скважина носит его имя. По сути, Уоррен открыл древнюю ханаанскую водосистему. Позже, в 80-е годы прошлого века, профессор Игаль Шило расчистил полностью проходы, что позволило доступ посетителей. В 965 году до н.э. умер царь Давид, и его сын Соломон был возведён на царствование. Церемония «коронации» происходила возле Гихона. Впоследствии царь Хизкиягу спрятал источник внутри пещеры, полностью замаскировав его, и прорыл новый тоннель длиной около 500 метров, подводящий воду к городу, наполняя специально построенное водохранилище Шилоах. Видимо поэтому, Гихон не упоминается ни в Талмуде, ни в Мишне, ни у Иосифа Флавия, ни в Новом Завете, ни в греческих или римских источниках. Ошибочно думали, что источником является выход воды из тоннеля Хизкиягу, так родился миф об источнике Шилоах. В 15-м веке в период мамлюков произошло землетрясение, вновь открывшее вход в Гихон, где была построена мечеть. В 1909 году известный французский археолог Луи Венсо вёл здесь раскопки и обнаружил две стены, предположительно бывшие частью плотины, поднимавшей уровень воды в системе. Двое детей, купавшихся в этом месте, наткнулись на одной из стен на надпись, оставленную строителями Хизкиягу, рассказывающую, что тоннель они рыли с двух сторон навстречу друг другу. Турки вырубили эту надпись, и с тех пор она находится в музее Стамбула. Источник Гихон имел удивительную природу: с чёткой периодичностью карстовая пустота наполнялась водой и затем одной порцией «воронкой» опустошалась (гах), после чего Гихон отдыхал (нах), т.е. снова наполнялся. Отсюда, видимо, и происходит его название. Христианская традиция связывает бассейн Шилоах с чудом исцеления Иисусом слепого (Силоамская купель).
В заключение следует сказать, что город Давида постоянно изучается учёными, периодически делаются новые удивительные открытия, порой меняющие уже устоявшиеся представления и теории.


Копия надписи из водовода
Хизкиягу 8 в. до н.э.
Ханаанейский тоннель
18 в до н.э.










Министерская печать
6 в. до н.э.

Унитаз Ахиэля (фото botinok.co.il)











Вид с юго-запада на Гей бен-Йином
и стены Старого города.