Избранное сообщение

Групповой и индивидуальный туризм

Как известно, существуют два вида организованного туризма: групповой и индивидуальный. Я часто слышу от моих клиентов о разочаровании групп...

Иерусалим и ислам

Куббат ас-Сахра
Купол над скалой
Некоторые неясности в мусульманской традиции неизменно вызывают ряд вопросов у туристов. В Коране нигде не упоминается Иерусалим. Почему же так ощутимо здесь мусульманское присутствие?
Почему Храмовая гора застроена и ревностно оберегается мусульманами и считается третьей святыней ислама после Мекки и Медины?


В суре 17:1 написано: «Xвaлa тoмy, ктo пepeнec нoчью Cвoeгo paбa из мeчeти нeпpикocнoвeннoй (в Мекке) в мeчeть oтдaлённeйшyю, вoкpyг кoтopoй Mы блaгocлoвили, чтoбы пoкaзaть eмy из Haшиx знaмeний. Пoиcтинe, Oн – вcecлышaщий, вceвидящий!».

Масджид аль-Акса (крайняя, отдалённая мечеть-святыня) – так называют большое строение с серым куполом в южной части Храмовой горы. Но почему именно здесь? Для поиска ответа нам следует обратиться к истории возникновения ислама. Дело в том, что кроме Корана, записанного уже после смерти Мухаммада, существуют хадисы – истории из жизни пророка, есть иснад - устная традиция, как и в любой религии, передаваемая по цепочке. В соответствии с ними, Мухаммад был перенесён на крылатом коне аль-Бураке (молния) из Мекки через Синай (место Б-го откровения Моисею-Мусе) и Вифлеем (место рождения царя Давида-Дауда) в Иерусалим, сопровождаемый архангелом Гавриилом-Джибрилем. Именно здесь, оттолкнувшись от священной Скалы Мироздания - там, где ранее возвышался Храм Соломона-Сулеймана, он вознёсся на небеса, услышал Аллаха, был встречен иудейскими пророками, в том числе и Иисусом-Исой. Таким образом Мухаммад становился последним пророком, призванным принести людям исправленное и окончательное послание Всевышнего. Следует отметить, что часть мусульманских богословов трактуют это событие как некий сон или видение, не случайно по-арабски это называется мирадж (отсюда и слово мираж), а не как реальное событие.
Ранее, в родном городе Мекка, общаясь со знатоками Торы, он постигает иудейскую премудрость. Тогда, в одну из ночей, происходит знаменательное событие, описанное нами выше. Изгнанный из Мекки сородичами, он переселяется в Ясриб (Медина), город с заметной иудейской общиной. Будучи незаурядным организатором и прозорливым политиком, Мухаммад быстро осознал необходимость привязать новое учение к старым обычаям. Так, в первую очередь, он обратился к евреям с предложением принять его учение и Мухаммада самого как пророка. Как символ преемственности он установил киблу (направление молитвы) в сторону Иерусалима. Это была первая и недолгая связь новой зарождавшейся религии с иудейской символикой. Т.к. евреи отвергли его притязания, Мухаммад поворачивает киблу на Мекку, к Каабе - объекту ещё языческого поклонения арабов. После ряда удачных политических и военных манёвров Мухаммад возвращается в Мекку победителем. Он быстро приобретает авторитет в родном городе, евреям нездоровится, а важность Иерусалима теряет актуальность.

Мечеть аль-Акса
После смерти пророка ислам вихрем завоёвывает огромные территории, и виднейшую роль в этом процессе сыграл халиф Омар ибн эль-Хаттаб - политик, воин, значительно повлиявший на формирование ислама. В середине 7-го века в его руках оказывается вся Святая земля. Храмовая гора вновь приобретает важнейшее духовное и политическое значение. Именно Омар возводит первое мусульманское строение на Храмовой горе – маленькую деревянную мечеть аль-Акса – в ознаменование чудесного путешествия Мухаммада. Традиция описывает Омара как человека справедливого и милосердного, с уважением относящегося к святыням христианским и проявившего необычайное усердие в определении места древнего иудейского Храма со Святая Святых и знаменитым уже Камнем Мироздания (ас-Сахра на арабском). На этом месте в конце 7-го века халиф Абед аль-Малик строит Куббат ас-Сахра – Купол над Скалой (позднее ставший золотым). Трудно сказать, что было первичным – вера в святость традиции или политический интерес, но, как бы там ни было, с тех пор и до сегодняшнего дня (с коротким перерывом при крестоносцах) Храмовая гора (аль-Харам аш-Шариф) остаётся святыней ислама.


P.S. Золотой Купол часто называют мечетью Омара, хотя таковая находится рядом со входом в Храм Святого Гроба, она построена в честь молитвы Омара у христианской святыни. Правда, молился Омар возле входа в храм византийский, а это было совсем в другом месте… Я ведь говорил о неясностях. Мечетью Омара называют Купол над Скалой многие путеводители и даже некоторые гиды, эта ошибка старая, ставшая почти нормой.