Вифлеем известен современному миру, прежде всего, как место Рождества Христова. Библия рассказывает нам о том, что здесь Ему суждено было родиться как Мессии, потомку великого царя Давида. Иисус появляется на свет в его, Давида, родном городе, приветствуемый местными пастухами и пришедшими с Востока магами.
Матфей и Лука рассказывают нам о Рождестве в Вифлееме, но ни один из них не говорит о пещере. Только Евангелие от Луки указывает на кормушку для скота и объясняет это занятостью мест на постоялом дворе из-за переписи населения и, как следствие, массовой миграцией жителей Иудеи
"Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице." (Лк.2:4-7)
Есть мнение, что событие могло произойти во внутреннем дворе какого-то дома, где обычно держали домашний скот и имелись кормушки. Именно дом упоминается в Евангелии от Матфея, куда приводит путеводная звезда персидских магов, пожелавших приветствовать новорожденного Царя иудейского:
"Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну." (Мф.2:9-11)
Богословская традиция толкует эти дары следующим образом:
золото - Царю; ладан - священнику; смирна (для помазания тела усопшего) - будущей искупительной жертве.
Первое упоминание о пещере находится в сочинении святого Иустина середины 2-го века. В апокрифическом протоевангелии Иакова второй половины 2-го века пещера в Вифлееме уже многократно упоминается как место Рождества. Ориген, посетивший Вифлеем примерно в середине 3-го века, рассказывает о почитании пещеры местными жителями.
В 339-м году торжественно освящается первая базилика Рождества, построенная императором Константином Великим, в крипте которой находится почитаемая пещера. Церковь будет сожжена в 529-м году во время восстания самаритян, но в том же 6-м веке император Юстиниан возведёт новую базилику, которая сохранится до наших дней.
Сегодня Вифлеем это арабский город со смешанным населением. Когда-то полностью христианский город постепенно занимается арабами-мусульманами, которых уже больше двух третей от общего числа горожан. Кстати, по-арабски его название звучит как Байт Лахм - Дом мяса.
Панорама города |
Главная площадь |
Перед входом в ц. Рождества |
Палестинский полисмен |
"Врата смирения" - вход в ц. Рождества |
Здесь всё дышит стариной |
Базилика Рождества 6-го века |
Эти древние колонны возможно остались от первой церкви 4-го века |
Хороша (но роспись крестоносцев) |
Мозаика 4-го века (?) |
Знаменитый лик Христа, открывающий свои глаза лишь верующим |
Не менее знаменитая икона Вифлеемской Богородицы (улыбающаяся) |
Фрески крестоносцев |
Древняя крестильня |
Место Рождества |
Место яслей, куда был положен младенец |
Базилика в обратном ракурсе |
Православный алтарь |
Спуск в грот Рождества |
В гроте |
Церковь св. Екатерины со скульптурой св. Иеронима |
Крестоносский дворик монастыря св. Екатерины (реставрация А. Барлуцци) |
Служба в церкви св. Екатерины |
Крышка колодца во дворе |
Грот св.Иеронима, автора Вульгаты |
Византийские могилы |
Комментариев нет:
Отправить комментарий