Бейт Шеан - Скитополис

Взгляд на курган Бейт Шеан
с галёрки театра
На границе двух плодородных долин - Иорданской и Изреэльской - расположен древний город-курган Бейт Шеан, получивший в эллинистический период новое имя Скитополис. Здесь находился перекрёсток важнейших дорог, соединявших Египет и Месопотамию, Заиорданье и Средиземное море, Иерусалим и Галилею.


Первое поселение появилось здесь 7 тыс. лет назад. Стратегическое значение этого места оценили ещё в глубокой древности, когда эти территории заселяли ханаанские племена. Земля ханаанская контролировалась Египтом с 15-го по 12-й века до н.э., здесь располагалась резиденция наместников фараонов вплоть до Рамзеса 3-го, чья статуя была найдена на кургане.

Рамзес 3

В резиденции наместника Рамзеса 3

                

После поражения первого еврейского царя Саула от филистимлян (11 в. до н.э.) тела царя и его сыновей были вывешены на стенах Бейт Шеана.
В 10 в. до н.э. царь Давид город завоёвывает, а его сын и наследник Соломон делает важным центром своего царства. После смерти Соломона город был захвачен карательной экспедицией фараона Шешонка 1-го.
В 732-м году до н.э. Бейт Шеан разрушает армия ассирийцев Тиглатпаласара 3-го.
Всего археологи определили здесь 20 исторических слоёв.

В 4 в. до н.э. греки, пришедшие с войсками Александра Великого, облюбовали это красивое и богатое водой место и в долине у подножья древнего кургана построили новый город, назвав его Ниса-Скитополис. Ниса - в честь няньки бога Диониса, покровителя города, а Скитополис потому, что основателями города были скифские ветераны армии Птолемея (хотя, это лишь версия).
После победы восстания Маккавеев (167 г. до н.э.) греки постепенно покидают эту землю, и в конце 2 в. до н.э. царь Александр Янай превращает город в иудейский, местные жители называют его Бейшаном.
С завоеванием страны Помпеем в 63 году до н.э. Скитополис становится столицей Декаполиса (Десятиградья) - десяти римских городов-полисов. Город приобретает иное прекрасное лицо, окружается новой стеной, строятся широкие улицы с торговыми рядами, спрятанными в тени высоких колонн, храмы языческим богам, форум для собраний горожан, театр, рынки, ипподром, бани и латрины (общественные туалеты, о них я рассказывал здесь). Город обильно снабжался водой из местных ручьёв, что позволяло украшать его фонтанами и бассейнами.
С принятием христианства официальной религией Римской империи в 4 веке н.э., город расширяется, перестраивается, оставляя свою античную роскошь. Возводятся новые стены с монументальными воротами, появляются церкви, значительно увеличивается театр (7000 мест) и бани. Население достигает 30,000 человек.













 








После захвата страны арабами-мусульманами в первой половине 7 века город постепенно пришёл в упадок и был окончательно разрушен в 749 году сильнейшим землетрясением.
В 12 веке здесь появились и оставили свой след крестоносцы, а в 14-м находился небольшой городок со смешанным населением, где была маленькая еврейская община.
Древний курган Бейт Шеан и античный Скитополис постепенно забылись, и мусор времён скрыл их былую роскошь.
Интенсивные раскопки начали проводиться здесь в 90-х годах прошлого века. Сегодня на месте древнего города находится археологический парк. Я называю его нашей Помпеей, правда, здесь нет ограждений, и можно свободно перемещаться по всему парку, забираться на красавицы колонны и наступать на древние византийские мозаики. Если подняться на курган, то сверху открывается потрясающий вид на окружающие его долины и на развалины некогда шикарного города. Здесь можно войти во дворец наместника фараона, пройти мимо остатков города древне-еврейского царства  и колонн языческого храма Зевса. Кроме настоящих древностей на вершине есть ещё одна (уже историческая) достопримечательность, о которой я рассказывал здесь.