Избранное сообщение

Групповой и индивидуальный туризм

Как известно, существуют два вида организованного туризма: групповой и индивидуальный. Я часто слышу от моих клиентов о разочаровании групп...

Туристы


Туристы, туристы... Не будь вас, не вёл бы я этот блог и занимался бы совсем другим делом. Спасибо вам за шанс быть нужным, за возможность заработать на жизнь, получая удовольствие, и за то, что оставляете добрые воспоминания. Предлагаю вашему вниманию главу о туристах из заметок Власа Дорошевича, которого я собираюсь цитировать часто в ближайшее время. Он достоин того, чтобы о нём знали и помнили.


То, что он писал о туристах на рубеже 19-20 веков, конечно, написано не о вас, мои дорогие клиенты.

«Турист и Святая Земля». Это звучит так же странно, как:
— Любопытство и Голгофа.
В эту страну Искупления, в эту землю, орошённую человеческой и Божественной кровью, приносить одно любопытство это значит приносить слишком мало.
И г-да туристы являются сюда с самыми странными целями.
Это было года два тому назад. К достопочтенному отцу Льеведану, монаху францисканского ордена в Иерусалиме, известному учёному, исследователю и знатоку Палестины, явилась пожилая высокопоставленная парижанка. Она покинула Сен-Жерменское предместье и приехала в Палестину, чтоб отыскать себе место в Иосафатовой долине на день страшного суда.
— Скажите, достопочтенный отец, откуда следует считать правую сторону, от Сиона или от Елеонской горы?
— Но, сударыня, вы задаёте такие странные вопросы!
— Мне это необходимо. Я нарочно приехала, чтоб выбрать себе место для дня страшного суда.
— Вы можете быть спокойны, сударыня. В этот день вы не заблудитесь и, наверное, попадёте в своё место! — с улыбкой отвечал ей старик учёный.
Ничего не добившись от учёного монаха, дама взяла себе проводников-арабов, исходила всю Иосафатову долину и уехала в Париж, выбрав место, куда она придёт и станет в последний день мира.
Может ли дальше идти дамская предусмотрительность?
Рассказ, который показался бы мне совершенно невероятным, если б я не слышал его от лиц, слова которых не могут возбуждать недоверия.
Не менее оригинальный факт передавал мне заведующий русскими постройками в Иерусалиме, уважаемый Н. Г. Михайлов.
Это было недавно. Является какой-то господин из Петербурга.
— Могу я иметь номер, чтобы переночевать?
— То есть, как: «переночевать?» Вы, вероятно, останетесь несколько дней в Иерусалиме?
— Нет, я завтра утром с поездом в Яффу. Мне некогда. Еду дальше.
— Вероятно, в Сирию или в Египет?
— Нет, в Монте-Карло. Он приехал в Иерусалим помолиться о выигрыше.
— Это показалось бы мне чудовищно нелепым: по дороге в Монте-Карло, заезжать в Иерусалим, — говорил мне г-н Михайлов, — но это был не первый субъект в таком роде.
— Неужели много находится таких оригиналов?
— За время, пока я здесь, было уж несколько: едут играть в рулетку и заезжают помолиться о выигрыше.
Большинство туристов, посещающих Святую Землю, это — «Кук-туристы». Господа, путешествующие при помощи всемирно-знаменитого "покровителя путешествий" Кука (известная в те дни турфирма, прим. автора блога).
Субъекты с билетами, на которых значится: «Вена, Иерусалим, Каир, Неаполь, Мадрид, Париж, Лондон, Стокгольм». И всё в течение месяца!
Настоящие типичные «топтатели вселенной», как их зовут американцы.
Люди, для которых мир — это панорама, движущаяся с такой быстротой, что они не успевают ничего рассмотреть.
Картина Иерусалима была бы неполна, если бы мы среди восторженно настроенных паломников, плачущих евреев, фанатиков-мусульман не нарисовали групп этих жалких, несчастных, загорелых, запылённых, измученных туристов.
В белых тропических костюмах, в широкополых пробковых шляпах, с огромными биноклями через плечо, беспрестанно щёлкающих затворами моментальных фотографических аппаратов.
Это надоедливое щёлканье «поккет-Кодаков»  слышится всюду: в храмах, в мечетях, на площадке перед стеной плача.
Эти господа являются всюду: где молятся, где плачут, где не помнят себя в религиозном экстазе.
Хотите ли вы полных поэтических или религиозных впечатлений, — всю картину вам непременно отравит группа этих злосчастных туристов, с неизбежным проводником арабом, в красной куртке с надписью на груди:
T. Cook et Co.
Они портят впечатление, портят настроение своей удивительной бесцеремонностью.
Они смеются там, где плачут, громко разговаривают там, где молятся шёпотом, и ходят в шляпах в христианских храмах.
Так странно было видеть во время торжества священного огня в храме Воскресения (Храм Святого Гроба, прим. автора блога), на балконе греческого консула, — г-д туристов со шляпами на голове.
Какой контраст между этими интеллигентными людьми и невежественными турецкими солдатами, с величайшим почтением стоящими перед святыней чуждой им религии.
Чтобы нарисовать портрет г-д туристов, следует добавить, что большинство из них изо всех сил… старается быть похожими на бедуинов.
Они одеваются здесь в «костюм страны»: в широкие полосатые плащи, носят тюрбаны.
Это уж совсем делает их жалкими, несчастными, смешными.
Нельзя себе представить более злой карикатуры на бедуина, чем этот худосочный, золотушный, получахоточный, засохший турист в широкой полосатой мантии, в огромном тюрбане, обращающийся со своим кинжалом с такой осторожностью, как будто кинжал заряжен."