Стена Плача

Стена Плача - главное место молитвы еврейского народа уже много веков - это небольшой участок полукилометровой стены, западной из четырёх опорных стен, построенных Иродом Великим для расширения площади Храмовой горы в 1 в. до н.э. Огромные блоки иродианской кладки - единственные свидетели былого величия Иерусалима, разрушенного римлянами в 70-м году н.э.

Ничего не осталось от великолепного города, притягивавшего к себе, как магнитом, иудеев и язычников со времён царя Соломона.
Франческо Хайез.
Разрушение Иерусалима
Город канул в небытие, Храм превратился в пепел, но уцелел народ, воспевавший славу Всевышнего ещё тогда, когда все другие поклонялись истуканам. Народ, для которого слово Иерусалим всегда значило много больше, чем просто город проживания.
Каждый год евреи, рассеянные по всему миру, желали друг другу встретить Новый год в Иерусалиме. Они молились, повернувшись лицом в сторону их Города, и мечтали хоть разок оказаться там. Те счастливцы, которым удавалось осуществить мечту, стремились прикоснуться к древним камням Стены Плача, там, где ближе всего к Святая Святых Храма. В швы между блоками стены они засовывали маленькие записочки с мольбами к Богу от людей, не имевших возможность попасть в священный город.

Сегодня Стена Плача - самое посещаемое в Израиле место. Люди разных национальностей и вероисповеданий, приезжающие в Иерусалим с различными целями - от простых туристов до глав государств и духовных лидеров, касаются прохладных камней древней стены и обращают свои молитвы к Богу, который у всех у них один.


 

На снимке внизу (макет Иерусалима) зелёным цветом выделено примерное расположение Стены Плача. Становится понятным соотношение размеров Западной стены и тем её фрагментом, который позже станет Стеной Плача




Все снимки ниже взяты с просторов интернета



 



























Фрагмент очерка Власа Дорошевича (1900г.):

"И вот вы на месте этой вековой скорби.
Узенький переулок между высокой старой жёлтой стеной и каким-то строением.
От этих камней, омытых слезами стольких поколений, веет печалью, почти ужасом. Камни кажутся огромными саркофагами, поставленными друг на друга. Свечи, горящие в углублениях стены, между камнями, — эти свечи, горящие днём, с их бледным пламенем, кажутся погребальными свечами. Эта толпа, которая плачет, припавши к старым камням, целуя их, — вы смотрите со смущением, почти со страхом на старую стену.
Это всё, что осталось от Иерусалима.
Громадные каменные глыбы, до 3 саженей длиною, словно какие-то титаны соорудили циклопическую постройку; от этой стены веет несокрушимым могуществом. Всё гибло и разрушалось кругом, а этот остаток старой стены стоял как несокрушимый мавзолей великого прошлого. Никакие нашествия, войска, орды завоевателей не сдвинули с места этих камней. Среди пламени и разрушения она уцелела, эта стена, свидетельница такой славы, такого величия, таких ужасов. Стена, камни которой омыты слезами стольких поколений.
Старая жёлтая стена, золотистая в лучах заходящего солнца. Она кажется теперь золотой, величественной, царственной.
У её ног рыдает и стонет толпа, а она поднимается в золотом блеске, как призрак, грандиозный, величественный, суровый, неумолимый.
Эта стена, эти камни — это кусок кости, который остался в старой могиле, где всё истлело, всё превратилось в прах.
Около этой стены никогда не прекращается плач. В течение всего дня, в любой час, вы увидите здесь несколько человек, читающих молитвы, плачущих, целующих камни."
                                                                         (Старые фото Иерусалима)

Десантники, освободившие Иерусалим в 1967 г., у Стены Плача:
                      1967 год                                           40 лет спустя