"Золотые ворота" |
Ритуал помазания особым маслом являлся символом высшей царской власти, благословлённой Всевышним. Примеры такого ритуала мы находим в Священном писании относительно первых иудейских царей - Саула, Давида и Соломона.
Одним из ключевых моментов религиозного мировоззрения является вера в то, что в последние дни человечества явится Он, посланник и Помазанник Божий, чтобы судить людей судом праведным и уготовить достойным из них жизнь вечную в Царстве будущем. В день тот судимы будут и все умершие, которые восстанут из могил. Все народы соберутся на суд, по пророчеству Иоэля, в Иосафатовой долине - предположительно под Масличной горой.
Правда, точка зрения на то, придёт ли Мессия до решающей битвы сил Добра и Зла или же после неё, у еврейских мудрецов разная. Неоднозначно и мнение по поводу природы будущего Царства, будет ли это миром лишь душ праведных или же миром телесным. А возможно, Царь-Мессия призван навести порядок в этом мире и вернуть справедливую власть народу? На это надеются евреи и сегодня, ведь только с Его приходом народ обретёт истинную свободу, будет создан Третий Храм, и на гору Мория вновь вернётся Божественная шехина (присутствие).
Явление Мессии, а так же характерные признаки его самого описаны в разных частях Священного писания. В книге пророка Малахии сказано, что пошлёт Господь пророка Илию предварить приход Мессии перед днём Высшего суда, однако, часть мудрецов полагают, что придут они вместе.
В книге пророка Софонии описан сам Судный день - день тёмный и туманный, и очень зловещий.
Пророки периода Первого Храма намекают на то, что Спаситель народа придёт от Дома Давида, т.е. будет потомком легендарного царя Давида. Так, Исайя говорит, что происходить он будет от корня Иессея - отца Давида - и будет на нём Дух святой, и будет он судить (править) судом праведным. Практически тоже повторяет и Иеремия. Иезекииль напоминает об обещании Бога, данного Давиду, о царствовании его потомков, что соответствует благословению Всевышним Иакова на царствование его колена (колена Иуды), к которому принадлежал и царь Давид.
В ранних книгах Священного писания титул Помазанника присваивается царю Давиду неоднократно, видимо, это и есть причина того, что в пророчествах периода Второго Храма (например, у Даниила), да и у поздних еврейских мудрецов будущий Спаситель зовётся Мессией-сыном Давида.
По иудаизму Мессия не является высшим существом, но человек от плоти и крови, рождённый женщиной. Более того, считается, что потенциальный Мессия появляется в каждом поколении, но лишь Всевышний может решить, готово ли данное поколение к окончательному спасению.
Однако у Исайи, в первой книге, Мессия представлен как Высшее создание, обладающее сверхъестественными возможностями, а во второй книге - как человек гонимый и страдающий, несущий на себе грехи поколения.
Как же должен появиться посланник Божий среди нас? Ответ на этот вопрос находится, в частности, в книге пророка Захарии, по которой Мессия будет выглядеть человеком бедным и въедет в Иерусалим на осле, и будет он человеком мира, а не войны. Не случайно Захария противопоставляет мирного осла коням войны, которые будут истреблены. Осёл, также, животное упрямое и может быть непослушным, но Царь великий будет управлять им не силой руки, а только силой мудрости своей, подобно Аврааму и Моисею.
Согласно пророчеству Иезекииля, приход Мессии следует ожидать через восточные ворота Храмовой горы, называемые когда-то Сузскими, а в поздней традиции – Золотыми. Ворота откроются сами, чтобы впустить Князя, ведомого пророком Илиёй, и вместе с ними вернётся на Храмовую гору Божественный свет.
Так кто же Он – Царь справедливый или сын Божий?
Для христиан всего мира нет сомнения, что Мессия уже приходил на нашу Землю, и это Иисус из Назарета. Греческое слово Христос и означает Помазанник. Христиане верят, что в Конце дней Иисус вернётся вновь, чтобы судить живых и мёртвых и установить Царство небесное. Большая часть Евангелий посвящена доказательству воплощения в Иисусе Христе библейских пророчеств о Мессии.
Почти во всех религиях мира есть похожий образ, который, так или иначе, должен вернуться в этот мир, чтобы изменить его к лучшему. Так, в исламе это махди или скрытый имам (у шиитов), в буддизме это будда Майтрея и т.д.
Сегодня, как и множество раз в истории, человечество напряжённо ждёт конца Света, а значит, прихода долгожданного справедливого судьи и Спасителя. У нас, человеков, так много амбиций и так мало мудрости, что навести у себя в доме порядок нам не представляется возможным. А посему, нам остаётся уповать лишь на Высшую силу. Правда, Он ждёт от нас внутренних усилий, но мы ленивы, горды и упрямы и надеемся на чудо.
Когда-то РАМБАМ, великий знаток Писания, мудрец и философ, сказал:
«Верю полной верой в приход Мессии, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду его ждать»
Амен! Амен! Амен! Сэла!
Въезд Иисуса в Иерусалим |
Соломонов Храм (вероятная реконструкция) |